Детская литература — и проза, и поэзия — гармонически сочетает и себе два понятия: круг детского чтения и собственно литература для детей. Первое понятие издавна было неизмеримо шире второго: начиная с конца XVIII века к детскому чтению все чаще стали относить произведения (в адаптированном виде, в пересказах, а затем и полностью), изначально обращенные не к детям, а к взрослым читателям. 'Гнк, прочно вошла в круг детского чтения поэзия Г. Р. Державина, 11. А. Жуковского, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. Т. Твардовского, а также произведения многих русских, советских и зарубежных прозаиков — список тут был бы безграничен. Вместе с тем в истории русской литературы, в частности русской поэзии, очень рано стало выделяться такое специфическое явление, как поэзия для детей, то есть стихи, сознательно, направленно писавшиеся в расчете на детского читателя. В ходе своего развития русская поэзия
...
Читать дальше »
|
Начало зарождения книжной поэзии для детей относится к первой трети XVII века. Едва ли не первой книгой, в которой появились стихи, обращенные к детям, явился «Букварь» 1634 года, составленный «трудами и тщанием Василия Бурцева и прочих соработников» (через три года вышло второе его издание). В этом и в других букварях и азбуковниках первой трети XVII века молитвы и материалы чисто учебного назначения перемежались обращениями к ученику, чаще всего в стихотворной форме. В них содержалась проповедь норм поведения для отрока, обосновывалась некая программа жизни. Первой, наиважнейшей добродетелью утверждалось слепое послушание; главным орудием воспитания служил страх физического наказания:
Малым розга березовая ко воумению, Старым же жезл дубовый ко подкреплению; Млад убо не может без розги учити, То
...
Читать дальше »
|
|